💛Сотворившие чудо. Психологические эксперименты со слепоглухонемыми детьми в СССР и США

No Comments Новости,Статьи

Я получила академическое образование на факультете психологии МГУ во времена СССР. Не являясь гуманитарием по природе, собиралась поступать на физико-математический факультет. Но судьба распорядилась иначе. Стрелочником, развернувшим на 180 градусов вектор профессиональных интересов, стала радиопередача, в которой рассказывалось о четырёх слепоглухонемых, получивших высшее образование в рамках эксперимента на факультете психологии.

Факт того, что из «биологического растения» можно при специально заданных условиях сформировать полноценную личность, настолько завладел сознанием, что непременно захотелось встретиться как с самими слепоглухонемыми психологами, так и фундаментально ознакомиться с методами, позволившими свершиться этому чуду.

Во то время, когда постигала премудрости науки психологии, преподавание строилось по принципу: наша психология – самая передовая и правильная, зарубежные теории заведомо подвергались критике. Если Фрейд не прав, то непременно прав Выготский. Призма критики была единственным способом ознакомиться с зарубежными теориями личностями.

Слепоглухонемые дети, казалось, были идеальными объектами для доказательства советских теорий развития психики в противовес зарубежным концепциям.

В СССР идеологически правильной считалась теория развития Л.С.Выготского, полагавшего, что психическое развитие есть результат усвоения ребёнком культурно-исторического наследия человечества, зафиксированного в предметах и символах. То есть обеспечьте ребёнку усвоение культурно-исторического опыта через сохрананные органы чувств – прежде всего осязание, обоняние, и будете иметь на выходе полноценного человека.

Краеугольным камнем формирования психики является социализация. Личность не развивается вне социальных связей и трудовой деятельности. Идеи советского психолога Л.С.Выготского стали воплощать в жизнь в Загорском доме слепоглухонемых детей (Сергиев Посад).

Методолог эксперимента профессор Ильенков полагал, что развитие личности на 100 процентов зависит от социальных условий. Любой человек способен добиться успехов, если окружающая среда соответствует его требованиям, а безуспешность является результатом лени и педагогической некомпетентности.

Категоричность утверждения советского философа отчасти напоминает утверждения современных коучей – мотиваторов. На что резонно хочется процитировать Высоцкого «воля волей если сил невпроворот».

На практике процесс формирования психики слепоглухонемого выглядит так: ребёнку предлагают ощупывать предмет, потом называют его с помощью жестовой азбуки – дактиля. Слово из жестов – букв так же воспринимается слепоглухонемым тактильно. Или же руки ребёнка подносятся к губам, горлу педагога во время произнесения слова для того, чтобы он мог уловить движение губ, вибрацию голосовых связок. Эта операция повторяется до тех пор, пока ребёнку не станет очевидной связь между предметом и его символическим обозначением в жестах.

Советским ученым А.И. Мещерякову, И.А. Соколянскому, Э.В. Ильенкову хотелось доказать, что даже в отсутствии зрения и слуха человек может получить высшее образование.

В 1974 году после вступительных экзаменов, сданных наравне с другими поступающими, слепоглухие абитуриенты были зачислены на психологический факультет МГУ.

Для четвёрки из Загорского интерната были созданы специальные условия. Слепоглухому ученику был предоставлен личный сурдопереводчик. Художественную литературу студенты перечитывали в азбуке Брайля. На семинарах с участием других студентов использовалось устройство, способное перевести печатный текст в азбуку Брайля и обратно (телетактор).

На психологический факультет МГУ поступили: Юрий Лернер,Сергей Сироткин,Наталья Корнеева, Александр Суворов.

Через 6 лет (на год позже слышащих и видящих студентов) после поступления четвёрка успешно закончила обучение. Все участники эксперимента смогли реализоваться в трудовой деятельности.

В 1981 году за создание научной системы обучения слепоглухих детей И. А Соколянский и А. И Мещеряков (посмертно) получили Государственную премию СССР.

Если хочешь влюбиться в свою жизнь заново.

Чувство сострадания помогало и помогает мне не замечать изъяны внешности детей с особыми нуждами, личностные перекосы взрослых клиентов в терапии.

Когда в юности первый раз перешагнула порог Загорского Дома слепоглухонемых детей, показалось, что вошла в Поток Света.

В тот день увидела жизнерадостных и активных детей. Иногда воздух оглашался странными звуками, чем-то напоминающими те, что издают слоны. Конечно, там были и дети, которые не могли передвигаться самостоятельно или были прикованы к постели из-за сочетанных форм дефектов, когда к нарушению зрения и слуха прибавлялись нарушения опорно-двигательной системы.

Эта мрачноватая картина воспринималась обычными органами чувств. Но шестым чувством явственно улавливалась особая энергия, с которой буду неоднократно встречаться много позже уже в качестве психотерапевта взрослых, глубоко травмированных в детстве. Её не спутаешь ни с какой другой. Называю её энергией Преодоления. Она заполняла до краёв это сиротское учреждение , перебивая столь свойственный для подобных заведений запахи домов призрения.

Одним из первых сотрудников, вызвавшихся показать детский дом и познакомить с воспитанниками, была библиотекарь Надя. Девушка с непростой судьбой, снимавшая угол в развалившемся домике у местной бабушки.

Надя любила повторять, что в Загорский детский дом нужно приходить работать, чтобы заряжаться, как от солнечной батарейки. Кто-то сказал, что, созерцая путь выхода слепоглухонемого ребёнка из чёрного безмолвия в мир обычных людей, можно влюбиться в свою жизнь заново. И это не громкие фразы. Сама ощутила магическое исцеляющее действие.

Если тебе кажется, что в твоей жизни наступил край, ещё шаг, ещё один день, и ты полетишь в пропасть отчаяния и никогда не вернёшься обратно, взгляни на тех, кто справился со своей бедой, во стократно сильней, чем твоя.

Наблюдая за детьми, лишёнными полноценной возможности видеть, слышать, бегать, выведенных упорным трудом педагогов из состояния растительного прозябания, животного одичания ,отчётливо понимаешь, что твои проблемы не носят фатально непреодолимого характера. Твоё отчаяние имеет дно, твоя депрессия конечна во времени.

Пришло время ,и я познакомилась с легендарной четвёркой слепоглухонемых психологов. Но близко сошлась с Наташей Корнеевой и Сашей Суворовым.

Наташа была в то время замужем за зрячим художником, родила двоих полноценных девочек. Люди, близко знакомые с этой семьёй, считали, что таким образом её муж получил славу, которой не дождался как художник. В юности многое видится в розовом свете, не замечала ничего такого, что могло бы подтвердить эти предположения.

Излучателем Света лично для меня стал Саша Суворов. Свет этой дружбы до сих пор в душе. Привожу биографическую справку полностью , потому что достижения Александра Васильевича ещё один пример бесконечного мужества и торжества духа над бренностью тела. Доктор психологических наук, профессор кафедры педагогической антропологии Университета Российской академии образования, действительный член Международной академии информатизации при ООН.

Наши пути давно разошлись. Но, изучая материалы к статье, просматривая видео, поняла, что его сердце осталось открытым детскому горю до сих пор. А воспитывать детей по Суворову – это «причёсывать ёжиков».

«Думал о ребятах, был переполнен благодарностью им за их любовь, ощущал, как они толпятся вокруг моей кровати, светятся свечками рядом…». «…за неделю до отъезда в лагерь я почувствовал вдали, в Екатеринбурге, разгорающееся зарево радостного ожидания, готовности любить, и почему сейчас, в Москве, в компьютерном центре Главной российской библиотеки слепых, я чувствую присутствие особенно привязавшихся ко мне ребят».

Удивительное свойство Сашиной души – нести Свет, чувствовать Свет, загораться от Света чужой души. «Я жаден до света детской любви. Вдруг не получится зарева, не удастся согреться, и будут лишь неверные, случайные вспышки на общем промозглом пасмурном фоне равнодушия».

Сейчас мне кажется, что стала психологом в том числе и благодаря тому, что душа откликнулась на этот Свет. Полетела солнечным зайчиком в Москву учиться на психолога.

Когда в твою жизнь входит тьма, то в неё обязательно войдёт Свет.

Нам нужен Свет души людей, преодолевших страдание, боль, горечь разочарований и обид. Душа словно искра загорается энергией Преодоления, добытой во время странствий в темноте.

Энергия Преодоления является волшебной живой водой, возрождающей сказочных героев. Но её чудодейственное свойство может испытать на себе только тот, кто испил мёртвой воды страданий.

Результаты Загорского эксперимента часто противопоставляли чудесному исцелению американской слепоглухонемой девочки Елены Келлер, ставшей известной писательницей и видным обществееным деятелем.

Если отечественные психологи исходили из идеи социализации как единственно возможного способа очеловечивания психики и приписывали успех эксперимента совместной со взрослым предметно-орудийной деятельности и развитию речи, то Елена Келлер и её учительница Анна Салливан увидели Чудо, ниспосланное свыше, в тот миг, когда дикая, буйная девочка внезапно поняла, что всё материальное имеет символическое значение, зафиксированное в жестах, которые рисует пальцем учительница на ладони. То, что мучило и вызывало вспышки гнева, не способность говорить, как другие люди, может быть выражено с помощью различных положений пальцев, движений губ, вибраций голосовых связок.

Каждый раз, когда смотрю фильм «Сотворившая чудо» по пьесе Уильяма Гибсона, не могу удержаться от слёз в тот момент, когда происходит внезапное озарение. Вот как пишет об этом сама Елена в книге «История моей жизни». «Моя учительница подставила мою руку под струю. Когда холодный поток ударил мне в ладонь, она вывела на другой ладони по буквам слово «вод-а», сначала медленно, а потом быстро. Я замерла, мое внимание было приковано к движению ее пальцев. Внезапно я ощутила неясный образ чего-то забытого… восторг возвращенной мысли. Мне как-то вдруг открылась таинственная суть языка. Я поняла, что «вода» — это чудесная прохлада, льющаяся по моей ладони. Живой мир пробудил мою душу, дал ей свет.

Я отошла от колодца полная рвения к учебе. У всего на свете есть имя! Каждое новое имя рождало новую мысль! На обратном пути в каждом предмете, которого я касалась, пульсировала жизнь. Это происходило потому, что я видела все каким-то странным новым зрением, только что мною обретенным».

С этого момента её поступательное развитие и стремление к свету знаний невозможно было остановить.

Вода из колодца стала действительно чудотворной. Только вдумайтесь. До восьми лет Елена вела себя подобно дикому зверёнышу, агрессивно нападала на окружающих, не имела элементарных навыков самообслуживания. Но уже через пятнадцать лет получила степень бакалавра, написала книгу «История моей жизни», которая принесла ей всемирную славу.

Она стала первым слепоглухонемым человеком, получившим высшее образование. Занималась активной общественной деятельностью. Хотя честно признавалась, что, если бы имела зрение и слух, хотела бы прожить жизнь обычной женщины.

Елена Келлер встречалась с Уинстоном Черчиллем, Голдой Меир, Джавахарлалом Неру. Удостоена множества наград и премий. Её история стала частью американского фольклора.

Во время визита в Японию в рамках своей антивоенной программы побывала в Хиросиме и Нагасаки. На встречу с ней приехало около 2000000 человек. В эту поездку Елена была награждена орденом Священного сокровища 3-го класса.

В честь этой отважной слепоглухонемой женщины названы улицы в Швейцарии, США, Испании, Португалии, Франции и Израиле.

Современники отмечали, что есть два мифа об Елене Келлер – сладкий и кислый. В биографической книге Дороти Хермен пишет, что образ мужественного, гениального инвалида имел мало общего с реальной слепоглухонемой женщиной Еленой Келлер.

Мне сложно быть в этом вопросе объективной и беспристрастной. Конечно, слепоглухонемота деформирует психику, личность, сказывается на координации движений. Но и на солнце бывают пятна.

Поэтому не хочу заострять внимание читателей на бытовом поведении Александра Васильевича, причинах слепоглухонемоты. Это дань уважения. Всё зависит от ракурса восприятия. Мне хочется рассматривать историю слепоглухонемых как историю мужества, торжества духа над немощью тела.

Исходя из разных философских воззрений, воспитатели двух выдающихся личностей пришли к практически одинаковым результатам.

Слепоглухонемота как нельзя лучше иллюстрирует метафору пребывания человека в темноте кокона. Если слепоглухонемой ребёнок может двигаться, то он подобен зверёнышу, если прикован к постели, то вынужден влачить растительный образ жизни. Без педагогов и воспитателей, самоотверженной любви родителей дети с отклонениями в развитии могут на всю жизнь остаться замурованными в коконе немощного тела, из которого есть единственный выход в область Духа. И смыслом жизни, её Предназначением становится движение к Свету.

Александру Суворову и Елене Келлер удалось преодолеть безмолвную тьму, обретя свою миссию в земной жизни. И в этом Предназначении не исцелиться, но Исцелять.

Влияние личной истории Елены Келлер на историю развития Преодоления для исполнения Предназначения сложно переоценить, если даже в 21 веке Ник Вуйчич, родившийся без ног и рук, в автобиографии написал, что для него большую роль в жизни сыграло влияние Келлер.

В своей книге «Жизнь без границ. Путь к потрясающе счастливой жизни» он пишет: «Хелен Келлер лишилась зрения и слуха из-за болезни в возрасте двух лет, но она сумела стать всемирно известной писательницей, оратором и активистом. Эта великая женщина говорила, что истинное счастье проистекает от «верности достойной цели». Что означают ее слова? Я считаю, что человек должен хранить верность полученным дарам, развивать их, делиться ими и находить в них радость. Человек должен выходить за пределы самодовольства и искать глубинный смысл жизни и своего существования».

Нам остаётся преисполниться чувствами благодарности к тем, кого судьба погрузила в тьму в самом начале жизни. Поиски Света, став достоянием человечества, помогают имеющим зрение, слух, руки, ноги найти свой Путь к Свету.

Фото из личного архива. Загорский детский дом для слепоглухонемых детей. Александр Суворов.

Источник: https://snob.ru/profile/28186/blog/154755/

Культурный благотворительный проект для слепоглухих инвалидов “Видеть сердцем” реализуется благотворительным фондом памяти Преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом Президентских грантов. Проект реализуется при информационной и консультационной поддержке Администрации Президента Российской Федерации, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, организационной поддержке Благотворительного фонда Алины Кабаевой, материальной поддержке Государственной корпорация по атомной энергии «Росатом», информационной, консультационной и методической поддержке проекта Партии “ЕДИНАЯ РОССИЯ” “Крепкая семья” в Пермском крае и Пермской региональной общественной организацией по поддержке семьи, материнства, отцовства и детства “НАСМНОГО”.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *