Федеральное государственное бюджетное учреждение «Сергиево Посадский детский дом слепоглухих» Министерства труда и социальной защиты РФ – единственное и уникальное, в своем роде, учреждение, основано в 1962 году. В его организации и становлении принимали участие известные ученые И.А.Соколянский и А.И.Мещеряков.
Детский дом находится на северо-востоке Московской области (70 км от Москвы) в старинном городе Сергиевом Посаде, прославленным своей знаменитой Свято-Троицкой Сергиевой Лаврой.
picnd8На территории в 11,2 гектара расположены учебные корпуса, мастерские, общежитие для старших воспитанников, теплица, прачечная, хозяйственный двор (конюшня) и другие постройки. Все строения детского дома, а также недавно построенное здание Храма соединены теплыми крытыми переходами.
Территория детского дома оборудована прекрасными игровыми площадками, которые сооружены по проектам ЮНИСЕФ, а также при непосредственном участии руководителя и ведущих специалистов Сбербанка России.
На протяжении всего периода существования учреждение решает задачи помощи детям-инвалидам по зрению и слуху, а также детям с множественными нарушениями развития, нуждающимся в уходе, бытовом и социально-медицинском обслуживании, реабилитационных услугах, обучении и воспитании, социально-трудовой реабилитации.
Основные цели детского дома:
предоставлять воспитанникам наилучшие условия для обучения, основанного на их собственном опыте и деятельности разного рода, а также воспитывать чувство самостоятельности и независимости в социальных и бытовых ситуациях.
В настоящее время в детском доме обучаются и воспитываются более 200 детей с разной структурой нарушений развития.
Все дети в зависимости от структуры нарушений и возраста распределяются по отделениям:
Учебно -диагностическое отделение для детей с множественными тяжелыми нарушениями развития младшего возраста ( от 3 до 8 лет).
В это отделение маленькие дети чаще всего поступают из дома. Основные задачи: установление контакта, «подключение» к ребенку; работа с родителями.
Образовательно-воспитательные цели:
1. Формирование культурно-гигиенических навыков.
2. Формирование средств общения.
3. Формирование сенсорного опыта детей.
Отделение расположено в одноэтажном здании, разделенном на 5 отсеков. В каждом отсеке размещаются 2 группы детей (наполняемость групп 3-4 ребенка). У каждой группы своя групповая комната, оснащенная всем необходимым оборудованием, общая спальня, туалетная и гигиеническая комната. Выход на территорию осуществляется прямо из отсека через веранду. Веранды застекленные, пол со специальным покрытием. Здесь дети гуляют во время непогоды.
Социально — коррекционное отделение для детей с множественными тяжелыми пороками развития и проблемным поведением (от 8 до 14 лет).
Основная задача: коррекция проблемного поведения с применением специальной методики.
Образовательно-воспитательные цели:
1. Формирование социально-бытовых навыков.
2. Развитие элементарных трудовых навыков.
3. Терапия проблемного поведения.
Отделение расположено в одноэтажном здании, разделенном на 3 отсека. В каждом отсеке 4 группы (наполняемость групп 3-4 ребенка). Групповые комнаты оборудованы необходимой мебелью, наглядными, пособиями и техническими средствами. В каждом отсеке 2 спальные комнаты, 2 туалетные и гигиенические комнаты. Выход детей на территорию осуществляется из отсека.
Учебно-реабилитационное отделение для детей с нарушениями развития, имеющими проблемы в обучении (от 8 до 14 лет).
Основная задача: подготовка воспитанников к интеграции в другие учебные заведения (школы слепых, глухих, умственно отсталых детей, колледжи и институты).
Образовательно-воспитательные цели:
1. Формирование знаний по общеобразовательным предметам.
2. Развитие вербальных средств общения.
3.Развитие умений ориентироваться и передвигаться в макропространстве с применением специальных средств и приемов.
4. Формирование социально-бытовых навыков.
5.Развитие креативной деятельности в творческих мастерских детского дома.
Отделение расположено в двухэтажном здании, классные комнаты находятся на первом и втором этажах и оборудованы техническими сред-ствами (звукоусиливающей аппаратурой, электронными линзами, компьютерами), наглядными и дидактическими материалами. Наполняемость групп 3-5 детей. На первом этаже расположены кабинеты: аудио-логический, сенсорные (2 кабинета), тренажерный.
В отдельном отсеке – спальня мальчиков. Спальни на 2-4 человека с туалетной комнатой в каждой спальне.
На втором этаже расположены кабинеты: методический, сенсорный, компьютерный (3 кабинета), домоводства. В отдельном отсеке второго этажа – спальни девочек на 2-4 человека с туалетной комнатой в каждой.
Отделение социально-трудовой реабилитации для подростков с ограниченными возможностями развития.
В это отделение переводятся воспитанники, достигшие 14 лет.
Основные задачи: подготовка воспитанников к самостоятельной независимой жизни, предпрофессиональная подготовка и интегрирование в общество.
Образовательно-воспитательные цели:
1. Совершенствование профессиональной деятельности на пред-приятии ВОС и в производственных мастерских детского дома.
2. Развитие социальных и бытовых навыков и умений.
3. Максимальное участие в обслуживающем труде (в столовой, прачечной, мастерских, кабинетах детского дома).
4. Организация интересного и развивающего досуга.
Отделение расположено в большом двухэтажном здании. Комнаты со всеми удобствами (туалет, душ, кладовая), в которых живут воспитанники, рассчитаны на одного человека. В здании на каждом этаже находятся комнаты (кухни) для самостоятельного приготовления и приема пищи, где воспитанники имеют возможность принять гостей, устроить день рождения и другие праздники. На первом этаже — хорошо оборудованная прачечная и гладильная комната. На втором этаже -телевизионная комната и специальная комната для проведения массовых мероприятий, праздников.
Поскольку в детском доме обучаются дети с множественными тяжелыми нарушениями развития, педагоги в своей коррекционной и учебно-воспитательной работе опираются на более чем 30 различных учебных программ, часть из которых созданы сотрудниками детского дома или с их участием.
Учитывать все особенности каждого конкретного ребенка – очень сложная задача в связи с общей тенденцией к утяжелению структуры дефекта поступающих к нам воспитанников.
Важнейшим элементом в решении задач комплексной реабилитации слепоглухих и воспитанников с множественными тяжелыми нарушениями развития является внедрение или освоение новых методов и технологий работы с этим контингентом детей, которые ранее нами не применялись.
Часть этих методик разработана внутри детского дома, другая — заимствована из практики родственных отечественных и зарубежных специальных школ, но в этом случае, они адаптируются к нашим условиям.
Научно-экспериментальная и консультативная работа в детском доме.
Большую роль в деятельности детского дома играет научно-экспериментальная работа, в рамках которой изучается проблема со-держания и методов обучения детей со сложной структурой нарушений.
Необходимость составления индивидуальной программы для каждого воспитанника, поиск соотношения различных видов деятельности и их интенсивности с отдыхом требуют постоянного творческого поиска и освоения передового зарубежного и отечественного опыта.
В области научно-практической и экспериментальной деятельности наше учреждение сотрудничает с Государственным педагогическим университетом, Московским педагогическим университетом, Институтом коррекционной педагогики РАО, Центром лечебной педагогики, Институтом специальной педагогики и психологии (Санкт-Петербург) и другими, а также рядом зарубежных институтов и международных организаций.
Начиная с 1997 года педагоги детского дома активно участвуют в международных конференциях под эгидой Международной ассоциации слепоглухих, выступают с докладами, сообщениями и видеоматериалами из опыта работы (Португалия – 1, Литва – 2, Голландия – 1, Словакия – 4, Италия – 2, Австралия –2, Украина –2, Белоруссия — 3 выступающих); в качестве приглашенных гостей были на конференциях в Испании, Болгарии и Канаде.
На базе детского дома ежегодно проводятся несколько международных семинаров и конференций.
Сотрудники детского дома постоянно оказывают консультативную помощь родителям и педагогам, вовлеченным в работу со слепоглухими детьми, как в нашей стране, так и за рубежом. Мы обучали коллег в странах СНГ: Армении, Казахстане, Белоруссии, Молдове, Литве, а также в странах Восточной Европы: Болгарии, Словакии, Польши.
Детский дом является экспериментальной площадкой Министерства здравоохранения и социального развития РФ.
Атмосфера детского дома.
В детском доме создана особая атмосфера, которая ломает устоявшиеся представления о детских домах, где неуютно и холодно детям. Наш дом – теплый!
В нем создана своя, особенная, уютная атмосфера с зонами учебы, отдыха, живой природы.
Прекрасно оборудованные классы, мастерские, библиотека, специальные кабинеты (медицинские, аудиологические, физиологические и другие), спортивные и тренажерные залы, бассейн, занятия иппотерапией — все способствует лучшему соотношению деятельности и отдыха детей.
Здесь часто устраиваются общие праздники, фольклорные фестивали, дни рождения ребят, театральные представления, которые надолго остаются в памяти и отражаются воспитанниками в своих авторских книгах и в журнале «Наша жизнь», который издается уже около 20 лет.
Таким праздникам, которые устраивают наши педагоги и друзья-волонтеры детям, позавидуют и профессионалы.
Доступная среда для детей-инвалидов по зрению и слуху с дополнительными нарушениями.
В течение ряда лет администрация учреждения предпринимала серьезные усилия, направленные на организацию доступной среды для инвалидов по зрению, слуху, а также имеющих нарушения моторики. В настоящее время в детском доме имеется оборудование, позволяющее детям с ограниченными возможностями быть более самостоятельными и независимыми в плане передвижения и ориентации в помещениях и на территории учреждения, а также получать доступную необходимую информацию, адекватными средствами.
Установлен лифт в холле детского дома — доступны все помещения на 2 этаже главного здания.
В общежитии установлены 2 электрических подъемника на второй этаж – доступны все помещения на 2 этаже общежития и мастерских.
Установлены отбойники и направляющие (поручни) в холле детского дома, вокруг актового зала, в медицинском блоке, в переходах к мастерским, в 3 блоке. Все помещения учреждения обозначены специальными метками (брайль, рельефы, рисунки); специальные метки размещены на полу в 3 блоке.
Установлены информационные доски по брайлю в холле. Ряд помещений детского дома (актовый зал, спортивный зал, храм) оборудован специальной звукоусиливающей аппаратурой (FM – системы).
Выполнены и размещены в надлежащих местах планы эвакуации отделений детского дома, выполненные, в том числе, и для незрячих (брайль, рельефы). Выполнен капитальный ремонт главного входа в детский дом; входная группа оборудована специальными средствами для незрячих и людей с проблемами передвижения (пандусы, направляющие, отбойники, специальное покрытие).
Все площадки детского дома оборудованы спортивными комплексами, качелями, песочницами, беседками; площадка для дошкольников оснащена специальным нетравматичным покрытием. Дорожки на территории учреждения имеют разное покрытие и направляющие для реализации возможности самостоятельного передвижения детей с недостатками зрения. Более 50% территории озеленена, разбит яблоневый сад, высажены кустарники, в том числе красная и черная смородина.
«СЕРГИЕВО-ПОСАДСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ СЛЕПОГЛУХИХ» ПРИНЯЛ УЧАСТИЕ В ПРОГРАММАХ
Рождественская мечта, ноября, 2004
Миссия матрешки, июля, 2010
IX международный фестиваль “Рождественская мечта” 2014 год. Отзывы участников, февраля, 2014
Х Международный фестиваль “Рождественская мечта”. Отзывы участников, марта, 2015
Скажи скворечнику ДА!, февраля, 2017
XI Международный фестиваль “Рождественская мечта”, февраля, 2016
XII Международный фестиваль “Рождественская мечта”, февраля, 2017
XIII Международный фестиваль “Рождественская мечта”, февраля, 2018
Подопечные фонда из Сергиево-Посадского детского дома слепоглухих посетили концерт Гелы Гуралиа, ноября, 2018
II международная конференция «Семья каждому ребенку», февраля, 2019
XIV фестиваль “Рождественская мечта”, февраля, 2019
Юбилейный XV международный фестиваль “Рождественская мечта”, января, 2020
Источник: https://missia.org/orphanages/fgbu-detskiy-dom-slepog..
Культурный благотворительный проект для слепоглухих инвалидов “Видеть сердцем” реализуется благотворительным фондом памяти Преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом Президентских грантов. Проект реализуется при информационной и консультационной поддержке Администрации Президента Российской Федерации, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, организационной поддержке Благотворительного фонда Алины Кабаевой, материальной поддержке Государственной корпорация по атомной энергии «Росатом», информационной, консультационной и методической поддержке проекта Партии “ЕДИНАЯ РОССИЯ” “Крепкая семья” в Пермском крае и Пермской региональной общественной организацией по поддержке семьи, материнства, отцовства и детства “НАСМНОГО”.